Комментарий к закону Республики Казахстан о свободе вероисповедания и
религиозных объединениях
Автор комментария и составитель кандидат юридических наук, доцент
Р.А. Подопригора
Введение
Право на свободу вероисповедания (религии, совести) является одним из основных прав человека, закрепленных в Конституции, законодательстве многих стран мира и международно-правовых документах.
Не является исключением и Конституция Республики Казахстан, которая в статье 22 устанавливает, что каждый имеет право на свободу совести. Следует отметить, что зачастую национальные законы и международно-правовые акты, подразумевая одни и те же свободы, используют различную терминологию. Так, международно-правовые акты в одном ряду декларируют право на свободу мысли, совести и религии. В законодательстве некоторых стран говорится о свободе религии, в то время как в других - о свободе совести или вероисповедания.
В развитие конституционных положений принимается некоторое количество нормативных правовых актов. В Казахстане специальным законом, регулирующим отношения в религиозной сфере, явился Закон "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", принятый 15 января 1992 г.(1). Примечательно, что данный закон был принят не только до появления Конституции Республики Казахстан 1995 г., но и до первой казахстанской Конституции 1993 г.
Будучи в достаточной степени прогрессивным, закон закрепил совершенно иные принципы отношений между государством и религиозными объединениями, новое положение религиозных объединений и верующих в обществе, способствовал реализации права на свободу вероисповедания после десятилетий борьбы с религией. Шесть лет действия рассматриваемого закона показали его достоинства и недостатки; кроме того, появились новые явления и проблемы в государственно-религиозной сфере, которые должны были найти отражение в действующем законодательстве и поэтому сегодня вопрос о внесении изменений в действующий закон либо принятие нового закона (2) становится актуальным.
Комментируемый закон изначально содержал некоторые спорные положения и неточности, которые очень скоро проявились на практике. Возникли проблемы как для государственных органов, так и для религиозных объединений и верующих. К сожалению, решение проблемных вопросов со стороны государственных органов не всегда соответствовало конституционным и законодательным положениям, принципам права. В свою очередь, некоторые религиозные объединения, не совсем правильно понимая положения законодательства, порой умышленно или неумышленно нарушали его.
Настоящий комментарий имеет целью разъяснить положения закона, чтобы облегчить решение некоторых проблемных вопросов, возникающих в ходе деятельности государственных органов и религиозных объединений, с которыми автору приходилось сталкиваться во время продолжительной практики и научной работы в сфере государственно-религиозных отношений.
Комментарий связан прежде всего с правовыми аспектами деятельности религиозных объединений и государственных органов.
Автор будет признателен читателям за предложения и замечания, которые, возможно, возникнут в процессе знакомства с комментарием.
КОММЕНТАРИЙ
Статья 1. Задачи закона
Настоящий Закон гарантирует реализацию прав граждан на свободу вероисповедания, закрепленную Конституцией Республики, а также в международных актах и соглашениях о правах человека.
Осуществление свободы исповедовать религию или распространять убеждения может быть ограничено законодательством только в целях охраны общественного порядка и безопасности, жизни, здоровья, нравственности или прав и свобод других граждан.
Общая статья, закрепляющая основное предназначение данного закона. Как уже выше было сказано, действующая Конституция Республики Казахстан говорит о праве на свободу совести, а не о праве на свободу вероисповедания, как указано в законе, хотя по смыслу последнего эти понятия равнозначны.
Важно отметить, что закон гарантирует право на свободу вероисповедания (совести), закрепленную не только Конституцией Республики Казахстан, но и международно-правовыми актами и соглашениями, которые могут содержать несколько отличные от казахстанских положения, касающиеся свободы вероисповедания и религиозных объединений. К числу таких актов и соглашений относятся: Всеобщая Декларация прав человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981), Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Хельсинки (1975), Итоговый документ Венской встречи - представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1986), Документ Копенгагенской встречи Конференции по человеческому измерению Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1990) и др. (см. прил. 1).
Причем в соответствии с настоящей статьей, государство гарантирует реализацию прав граждан на свободу вероисповедания вне зависимости от того, является Казахстан участником какого-либо Совещания, подписывала ли страна какую-либо Конвенцию или нет. Закон признает существование международно-правовых актов и соответствующих свобод в них, которые должны быть гарантированы и в Казахстане.
Часть вторая статьи также содержит общие положения, принятые как в международно-правовых актах, так и в национальном законодательстве.
Очень часто религиозная деятельность носит публичный характер, затрагивает интересы других людей, а в некоторых случаях сопряжена с причинением вреда здоровью граждан. Поэтому законом закрепляется возможность ограничения свободы вероисповедания.
Следует подчеркнуть, что в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Конституции Республики Казахстан права и свободы человека могут быть ограничены только законами. Комментируемый закон говорит, что ограничения устанавливаются законодательством, под которым, согласно казахстанским правовым нормам, понимаются не только законы, а совокупность различных нормативных правовых актов, принятых в установленном порядке (3) (т.е. такими актами могут быть постановления Правительства, акты министерств и др.). Налицо противоречие между Конституцией и законом. Нормы Конституции, безусловно, обладают высшей юридической силой по сравнению с любым законом, поэтому следует признать противоречащими Конституции и незаконными встречающиеся иногда в практике случаи ограничения свободы вероисповедания, устанавливаемые актами Правительства, министерств, акимов и т.д.
Статья 2. Законодательство о свободе вероисповедания и религиозных
объединениях
Законодательство о свободе вероисповедания и религиозных объединениях Республики Казахстан состоит из настоящего Закона и принятых в соответствии с ним иных законодательных актов. Не допускается издание местными органами власти и управления, ведомствами нормативных актов, противоречащих настоящему Закону.
Закон "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях" по смыслу статьи входит составной частью в законодательство, непосредственно посвященное вопросам свободы вероисповедания и религиозных объединений. В настоящее время трудно говорить о законодательстве как таковом, поскольку имеется лишь один специальный закон, посвященный вопросам свободы вероисповедания и религиозным объединениям (4).
На сегодняшний день существует очень ограниченное число актов, непосредственно посвященных религиозным объединениям. Назовем некоторые из них:
- постановление Правительства Республики Казахстан от 21 сентября 1997 г. "Об утверждении Положения о порядке аккредитации иностранных граждан и лиц без гражданства, занимающихся миссионерской деятельностью";
- постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 14 декабря 1993 г. "Об утверждении Положения о порядке передачи религиозным объединениям культовых (молитвенных) зданий, сооружений и иного имущества".
Безусловно, и в других законодательных и подзаконных актах имеются положения, распространяющиеся на религиозные объединения или связанные со свободой вероисповедания. Скажем, вопросы регистрации религиозных формирований изложены в Указе Президента Республики Казахстан, имеющем силу закона, "О государственной регистрации юридических лиц", вопросы налогообложения в налоговом законодательстве, проведения публичных мероприятий за пределами религиозного здания в Указе Президента Республики Казахстан, имеющем силу закона, "О порядке организации и проведения мирных собраний, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан" и т.д.
На практике возник вопрос о действии Положения о порядке аккредитации иностранных граждан и лиц без гражданства, занимающихся миссионерской деятельностью. Дело в том, что пункт об аккредитации содержался в статье 109 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть). В развитие этого пункта Правительство приняло соответствующее постановление. Однако, в соответствии с изменениями, внесенными в Гражданский кодекс Законом от 2 марта 1998 г., данный пункт был исключен из Гражданского кодекса. По нашему мнению, Положение должно утратить свою силу, так как отпало законное основание для подзаконного акта. Такое утверждение вытекает из Закона Республики Казахстан "О нормативно-правовых актах", в соответствии со статьей 4 которого каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня (постановление) не может противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней (кодекс), а в соответствии со статьей 27 в связи с принятием нормативного правового акта подлежат признанию утратившими силу, изменению или дополнению все ранее принятые нормативные правовые акты или их структурные части, если они противоречат включенным в новый акт нормам права или поглощаются ими. Необходимо также заметить, что аккредитацию иностранных граждан и лиц без гражданства следует рассматривать как ограничение прав и свобод граждан. Такие ограничения в соответствии со статьей 39 Конституции Республики Казахстан, как уже говорилось выше, могут допускаться только законами, к каковым Постановление Правительства не относится.
Ведомства, местные органы государственный власти также могут издавать соответствующие нормативные акты (приказы, постановления, инструкции, решения, правила и т.д), но они не должны противоречить комментируемому закону. Под ведомствами (в широком смысле), в соответствии с современной системой государственных органов, следует понимать государственные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту, министерства, государственные комитеты, центральные исполнительные органы, не входящие в состав Правительства, а также государственные органы в составе министерств, государственных комитетов (комитеты, департаменты, агентства с правом юридического лица).
Статья 3. Право на свободу вероисповедания
Граждане Республики Казахстан, других государств и лица без гражданства вправе свободно исповедовать как единолично, так и совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, какое-либо принуждение в определении отношения к религии, к участию или неучастию в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, в обучении религии не допускается.
Граждане Республики Казахстан равны перед Законом во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни независимо от отношения к религии. Прямое или косвенное ограничение прав или установление каких-либо преимуществ граждан в зависимости от их отношения к религии или возбуждение связанных с этим вражды и ненависти, либо оскорбление чувств граждан, а также осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест, влекут ответственность, установленную законодательством Республики Казахстан.
Никто не имеет права по мотивам своих религиозных убеждений отказываться от исполнения гражданских обязанностей, за исключением предусмотренных законом случаев.
Замена исполнения одной обязанности на другую по мотивам религиозных убеждений допускается только в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Данная статья представляет собой одну из наиболее трудных для комментария, в связи с тем, что казахстанский закон лишь провозглашает право на свободу вероисповедания, но не говорит, что оно в себя включает. В соответствии с международно-правовыми актами и актами других стран свобода вероисповедания включает в себя следующие основные элементы:
- право иметь, принимать или менять религию;
- право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию путем проведения в частном порядке или публично обрядов, богослужений, религиозного обучения и воспитания.
- право распространять религиозные убеждения (5);
Казахстанский закон также распространяет право на свободу вероисповедания на граждан, не являющихся верующими, поскольку он говорит о праве не исповедовать никакой религии, хотя в целом закон посвящен именно верующим и их объединениям. Следует сказать, что иногда свободу вероисповедания рассматривают в качестве одной из составляющих свободы совести, которая помимо свободы вероисповедания, включает право человека не исповедовать никакой религии, иметь антирелигиозные убеждения.
Часть 2 статьи содержит стандартные положения о равенстве всех граждан в различных областях жизнедеятельности вне зависимости от отношения к религии, а также положения об ответственности за ограничение прав по религиозному признаку, совершения других противоправных действий. За исключением нескольких случаев осквернения культовых сооружений трудно сегодня привести факты нарушения прав граждан по религиозному признаку (хотя мы не исключаем, что они есть). В казахстанском законодательстве предусмотрена различная ответственность за правонарушения в религиозной сфере: статьи 141, 149, 160, 164, 187, 275 Уголовного кодекса Республики Казахстан, статья 175-2 Кодекса Казахской ССР об административных правонарушениях.
Применение частей третьей и четвертой статьи 3 может быть связано с некоторыми проблемами, связанными с противоречием религиозных правил и убеждений нормам законодательства. В советское время встречались случаи, когда дети верующих не ходили в школы, отказывались вступать в различные организации или трудиться в дни религиозных праздников, и это было объяснимо режимом и идеологией, существовавшими в советских школах, равно как и в других организациях, не позволяющими делать исключения для верующих граждан. Сегодня ситуация резко изменилась и, может быть, вопрос не стоит столь остро.
Главным образом проблема связана с прохождением военной службы лицами, чьи религиозные убеждения не позволяют брать в руки оружие.
В Казахстане к таким лицам относятся большей частью представители религиозных организаций Свидетелей Иеговы. Имеется несколько случаев осуждения их по статье Уголовного кодекса за уклонение от воинской службы. К сожалению, здесь государство пошло по репрессивному пути, хотя могло использовать институт альтернативной службы и извлечь из этого определенную пользу (различные формы общественно полезной деятельности, выполняемой на бесплатных началах: работа в больницах, домах престарелых и т.д.). Формально замена одной гражданской обязанности на другую предусмотрена законодательством. Но конкретного законодательства, регулирующего такие вопросы, нет. И верующие осуждаются только потому, что у государства "не доходят руки" до закона об альтернативной военной службе, который имеется в законодательстве многих, в том числе и постсоветских, стран. Не отрицая важность вопросов животноводства или бухгалтерского учета, о которых приняты соответствующие законы, нужно заметить, что верующие (и кстати, не только они) лишены очень важного закона, затрагивающего фундаментальные права граждан.
Справедливости ради надо сказать, что ряд льгот предусмотрен Законом Республики Казахстан от 19 января 1993 г. "О всеобщей воинской обязанности и военной службе", в соответствии с пунктом 5 статьи 15 которого отсрочка от призыва на срочную военную службу предоставляется призывникам, обучающимся в очных высших и средних духовных учебных заведениях, а также имеющим духовный сан или штатную должность в одной из зарегистрированных религиозных конфессий, на период учебы или религиозной деятельности. Однако льготы предоставляются очень ограниченному кругу субъектов и свидетельствуют, в некотором смысле, о неравноправии рядовых верующих и религиозных служителей.
Статья 4. Государство и религиозные объединения
Религиозные объединения отделены от государства. Все религии и религиозные объединения равны перед законом. Никакая религия или религиозные объединения не пользуются никакими преимуществами по отношению к другим. Религиозные объединения не выполняют каких-либо государственных функций, и государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству. Государство не финансирует религиозные объединения.
Религиозные объединения не участвуют в выборах органов государственной власти и управления. Не допускается образование партий и иных политических формирований религиозного характера, а также участие религиозных объединений в деятельности политических партий или оказание им финансовой поддержки. Служители религиозных объединений могут участвовать в политической жизни наравне со всеми гражданами только от своего имени.
Религиозные объединения обязаны соблюдать требования законодательства и правопорядок. Государство способствует установлению отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, а также между различными религиозными объединениями.
Статья 4 закрепляет принципы взаимоотношений религиозных объединений и государства.
Принцип отделения религиозных объединений от государства не содержится в действующей Конституции Республики Казахстан, хотя в статье 1 говорится о светском характере государства, и, следовательно, принцип этот подразумевается.
Принцип отделения не следует понимать абсолютно, он, скорее, определяет сферы деятельности государства и религиозных объединений. На самом деле и государство и религиозные объединения в повседневной деятельности "нарушают" этот принцип. Религиозные объединения помогают государству в выполнении некоторых функций (оказания социальной помощи гражданам, культурно-просветительной, образовательной и т.д.), в свою очередь, государство оказывает помощь некоторым религиозным объединениям (в строительстве мечетей, других культовых зданий, приобретении предметов религиозного назначения). Принципиальным моментом является то, что религиозные объединения не могут выполнять властных государственных функций, а государство не может вмешиваться во внутреннюю деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству, оказывать постоянную финансовую поддержку какому-либо религиозному объединению.
Очень важным следует считать положение о равноправии религий и религиозных объединений перед законом. В Казахстане действуют самые различные по своему количеству, вероисповедной принадлежности, традициям религиозные объединения, порой даже экзотические. За исключением отдельных случаев, этот принцип в республике действительно пока соблюдается. Очень важно сохранить такое равенство, несмотря на попытки некоторых крупных традиционных объединений в Казахстане поставить себя в более выгодные условия. Перефразируя известное выражение, отметим, что лишь тогда можно будет говорить о праве на свободу вероисповедания, когда все возможности будут предоставлены даже самой маленькой и необычной религиозной общине и ее приверженцам.
Суть части второй статьи сводится к тому, что религиозные объединения никаким образом не могут участвовать в политической деятельности. Традиционно сложилось так, что религиозные объединения в Казахстане действительно не принимают участия в политической деятельности, в отличие, к примеру, от России, где существуют религиозные партии. Запрет на формирование политических партий в Казахстане объясняется прежде всего желанием предотвратить политическую деятельность радикальных мусульманских кругов, направленную на превращение Казахстана в одно из исламских государств.
В соответствии с третьей частью любое религиозное объединение обязано соблюдать требования законодательства и правопорядок, вне зависимости от того, какое место законодательство занимает в иерархии норм, которыми руководствуются религиозные объединения.
Статья 5. Отделение школы от религиозных объединений и светский
характер государственного образования
Государственная система образования и воспитания в республике отделена от религиозных объединений и носит светский характер.
Родители или лица, их заменяющие, вправе воспитывать своих детей в соответствии со своими убеждениями, но не допускаются принудительные меры по привлечению детей к религии. Преподавание религиозных дисциплин может производиться на добровольных началах в негосударственных учебных и воспитательных заведениях.
Религиоведческие дисциплины могут включаться в программы государственных учебных заведений.
Граждане, обучающиеся в очных высших и средних духовных учебных заведениях, пользуются правами и льготами по отсрочке прохождения воинской службы, включению времени обучения в трудовой стаж в порядке, установленном для учащихся государственных учебных заведений.
В контексте настоящей статьи под школой следует понимать не только общеобразовательную школу, но и всю систему учреждений образования: детские сады, институты, университеты и др.
Закон говорит о том, что государственная система образования отделена от религиозных объединений. Религиозные дисциплины без ограничений могут преподаваться и даже сопровождаться религиозными обрядами в частном секторе образования. При этом закон указывает на добровольные начала такого преподавания. В данном случае могут возникнуть проблемы, когда программа какого-нибудь негосударственного вуза в качестве одного из основных предметов имеет религиоведческую дисциплину, изучение которой входит в учебный план. Учащийся имеет право в соответствии с законом не изучать эту дисциплину, что приводит к вопросу о полноценности его образования. Актуальной в связи с этим представляется необходимость разъяснения всех нюансов обучения при наборе учащихся в учреждение образования. Возможно также введение данного предмета в учебный план в качестве факультативного, пропуск которого не может отразиться на качестве образования.
Вместе с тем, закон допускает возможность введения религиоведческих дисциплин в программы государственных учебных заведений.
Очень интересным представляется вопрос, какие дисциплины следует считать религиоведческими. Одно дело преподавать историю религии или мусульманское право и совсем другое: гомилетику (6) или пастырское служение. И те и другие дисциплины можно отнести к религиоведческим. На наш взгляд, в государственных учебных заведениях могут преподаваться любые религиоведческие дисциплины, если они не сопровождаются религиозными обрядами (молитвами, чтением мантр и др.). В таких случаях речь не может идти о добровольности, если предмет является основным, а не факультативным. Кстати, закон не говорит о добровольных началах в отношении преподавания религиозных дисциплин в государственных учебных заведениях.
Вышесказанное относится к светским учреждениям образования (7). Но в Казахстане существуют и будут существовать религиозные или, как их называют, духовные учебные заведения, в которых преподавание религиоведческих дисциплин не может строиться на добровольных началах.
Любопытным представляется тот факт, что во многих странах существуют различные религиозные школы, университеты, где учащиеся получают наряду с религиозным и светское образование. Запретов такому образованию в нашем законодательстве нет. Но в данном случае школа, университет, институт должны получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности, с тем, чтобы отвечать всем стандартам, установленным законодательством по отношению к светским учреждениям. Такие требования не нужны, если речь идет только о религиозном образовании.
Последняя часть статьи сориентирована на систему духовных учебных заведений, существующих в некоторых религиозных структурах, хотя далеко не во всех религиозных формированиях имеется деление на высшие и средние духовные учебные заведения. На наш взгляд, льготы, указанные в настоящей статье, следует распространять на духовные учебные заведения, которые, во-первых, зарегистрированы государственными органами; во-вторых, предоставляют высшее, среднее или иное религиозное образование в соответствии с нормами той или иной религии; в-третьих, имеют надлежащий учебный процесс и его обеспечение (расписание, преподаватели); в-четвертых, ведут учет студентов и выдают им документ об образовании. Этот пункт не распространяется на так называемые воскресные школы, краткосрочные курсы, а также на семинары, вечерние, заочные, дистанционные формы обучения. Духовные учебные заведения и их руководители должны нести ответственность за недостоверную информацию о лицах, в них обучающихся, использовании льгот не по назначению.
Интересным и нередко возникающим в свете настоящей статьи является вопрос о том, что считать принудительными мерами по привлечению детей к религии, поскольку элемент, принуждения в той или иной степени, наверное, присутствует, в любой семье, где родители имеют религиозные убеждения. Возьмем, к примеру, совершение обрядов над несовершеннолетними, которые в силу своего возраста не могут выразить собственного отношения к этим обрядам, привлечение детей к богослужениям и т.д. Является ли это нарушением закона?
В контексте настоящей статьи речь идет о мерах, которые сопряжены с физическим или психическим насилием, наносящим вред здоровью детей, принуждении в случаях, когда ребенок имеет собственную позицию по отношению к какой-либо религии, не совпадающую с позицией родителей.
Статья 6. Государственные органы по связям с религиозными
объединениями Республики Казахстан
Государственный орган по связям с религиозными объединениями образуется Президентом Республики Казахстан. На него возлагается:
информирование высших органов власти и управления Республики Казахстан о состоянии религиозной обстановки в республике и соблюдении законодательства о свободе вероисповедания;
установление и поддержание контактов и координационных связей с соответствующими учреждениями других государств;
создание и пополнение банка данных о религиозных объединениях, зарегистрированных в республике;
обеспечение проведения религиоведческих экспертиз с участием представителей религиозных организаций, общественных объединений, государственных органов, религиоведов, юристов и других специалистов в области свободы совести и прав человека;
укрепление взаимопонимания и терпимости между религиозными объединениями различных вероисповеданий внутри страны и за границей и оказание по просьбе религиозных объединений необходимой им помощи в соответствии с законодательством.
Распорядительные и исполнительные органы областей и городов Алма-Аты и Ленинска (8) вправе создавать местные органы по связи с религиозными объединениями, которые осуществляют свои функции в соответствии с настоящим Законом, другими законодательными актами Республики Казахстан.
Данная статья относится к одной из недействующих статей настоящего закона, поскольку как такового указанного органа не существует. До и после принятия комментируемого закона предпринимались попытки создания структуры, специально занимающейся вопросами религии, возникали подразделения в аппарате Правительства и администрации Президента, в структуре министерств. На сегодняшний день в составе Департамента внутренней политики Министерства культуры, информации и общественного согласия имеется отдел по работе с конфессиями. Однако, на наш взгляд, это подразделение нельзя рассматривать в качестве органа, подразумевающегося в статье 6, поскольку по своему статусу оно не образовано Президентом. Фактически оно может выполнять функции, указанные в статье 6, но формально такими функциями не обладает. В этой связи в качестве подобного органа правильнее рассматривать само Министерство культуры, информации и общественного согласия, хотя по смыслу закона предполагался совершенно иной орган, самостоятельный и специально созданный для деятельности в государственно-религиозной сфере.
В структуре местных исполнительных органов (в аппаратах акимов) имеются соответствующие подразделения: отделы, секторы по связям с религиозными объединениями, которые не обладают какими-либо властными полномочиями, а являются скорее информационными, консультативными подразделениями. Они подчиняются акиму и не подчиняются Министерству культуры, информации и общественного согласия.
Статья 7. Религиозные объединения
Религиозными объединениями в Республике Казахстан признаются местные религиозные объединения (общины), религиозные управления (центры) и их структурные подразделения, а также духовные учебные заведения и монастыри.
Местными религиозными объединениями (общинами) в Республике Казахстан являются добровольные формирования граждан, образованные в целях совместного удовлетворения религиозных интересов и потребностей.
Религиозные управления (центры) в соответствии со своими уставами (положениями) вправе основывать духовные учебные заведения, монастыри и иные религиозные объединения, действующие на основе своих уставов (положений).
Религиозные объединения в Республике Казахстан, имеющие руководящие центры вне пределов республики, могут руководствоваться их уставами (положениями), если при этом не нарушается законодательство Республики Казахстан и их уставы (положения) зарегистрированы Министерством юстиции Республики Казахстан.
Отношения Республики Казахстан с религиозными организациями, их центрами и управлениями, в том числе и находящимися вне территории республики, и не урегулированные законодательством, разрешаются в соответствии с договоренностями между ними и государственными органами Республики Казахстан.
Первый пункт статьи перечисляет 5 видов религиозных объединений:
- местные религиозные объединения;
- религиозные управления (центры);
- структурные подразделения религиозных управлений (центров);
- духовные учебные заведения;
- монастыри.
Основными и собственно религиозными объединениями являются местные религиозные объединения (их можно называть первичными), а также - в некоторой степени - религиозные управления (центры) и их структурные подразделения. Другие указанные в данной статье организации в широком смысле можно рассматривать в качестве религиозных объединений, но по сути это учреждения действующих религиозных объединений (вторичные структуры). Список, данный в законе, нельзя считать полным и исчерпывающим. В качестве религиозных объединений могут рассматриваться ордена, братства и некоторые другие религиозные образования. Кроме того, не совсем корректно использование некоторых названий, которые могут существовать далеко не во всех религиозных образованиях (наряду с монастырем можно говорить о ските в старообрядчестве, дацане в ламаизме).
Признаками, по которым религиозное объединение отличается от других организаций, можно считать:
- наличие вероучения;
- культовую деятельность, т.е. совершение богослужений, других обрядов и церемоний;
- религиозную образовательную и воспитательную деятельность;
- миссионерскую и подвижническую деятельность;
- управленческую деятельность в системе религиозных объединений.
Закон дает определение только местных религиозных объединений добровольных формирований граждан, образованных в целях совместного удовлетворения религиозных интересов и потребностей.
Как уже было сказано, местные объединения - это основной вид религиозных образований. Слово "местное" указывает на то, что объединение может действовать на территории любой административно-территориальной единицы вплоть до области (на территории аула (села), поселка, района, района в городе, города, области). Названия местных религиозных объединений могут быть самыми разными: мечеть, церковь, приход, община, синагога, общество, организация, центр и т.д. Одним из принципиальных отличий от других религиозных объединений является то, что они должны создаваться исключительно в порядке добровольной инициативы граждан.
Религиозные управления (центры)
А. Религиозные управления (центры) представляют собой крупные религиозные формирования, которые действуют на территории всей республики, региона или просто двух областей Казахстана. Наиболее яркими примерами являются Духовное управление мусульман Казахстана (в дальнейшем -ДУМК), епархии Русской Православной Церкви (в дальнейшем РПЦ), протестантские союзы. Традиционно, еще с советских времен, для обозначения такого рода организаций использовались слова "центр", "управление" и под ними подразумевались организации - многозвенные структуры, объединяющие в себе определенное количество однородных образований (мечетей, церквей, приходов и, в дополнение к ним, духовных учебных заведений, монастырей и др.)
Б. Можно говорить еще об одной разновидности центра - органе управления.
Учитывая многообразие религиозных объединений и систем управления в них, различную организационную структуру, можно предположить существование центров как исключительно управленческих образований. В этом случае создается административная структура, которая не объединяет организационно однородные религиозные формирования, а осуществляет какие-то управленческие функции. Следует сразу заметить, что случаи создания таких центров очень редки, хотя возможность их появления не исключается: в Казахстане была зарегистрирована именно управленческая структура организации Бахаи, а не общины, которыми она управляет. Как правило, подобного рода центры относятся к разряду религиозных учреждений (вторичных образований). Чаще всего такого рода управленческие структуры относятся к разряду внутренних подразделений (без самостоятельного правового статуса) религиозных объединений (например, епархиальные управления РПЦ).
Структурные подразделения религиозных управлений (центров)
На наш взгляд, не было необходимости специально выделять такой вид религиозных объединений, поскольку структурными подразделениями религиозных управлений центров можно рассматривать местные религиозные объединения, духовные учебные заведения, которые сами по себе являются религиозными объединениями и уже составляют отдельные виды религиозных объединений.
В то же время Гражданский кодекс Республики Казахстан распространил общие положения о филиалах (представительствах) - образованиях, не имеющих права юридического лица - на религиозные объединения, в результате чего сегодня под структурными подразделениями религиозных объединений понимаются только их филиалы и представительства. Таким образом, сложилась не совсем понятная ситуация с вопросом, что считать структурными подразделениями и насколько правильны в данном случае подходы Гражданского кодекса к религиозным объединениям.
Духовные учебные заведения
Учреждения, создаваемые религиозными управлениями (центрами), а также религиозными объединениями, действующими на территории двух или более областей республики для подготовки религиозных служителей, предоставления религиозного образования. В нашей классификации - это вторичный вид религиозного объединения. Духовное учебное заведение может предоставлять и светское образование, но в этом случае требуется получение соответствующей лицензии государственных органов. Для проведения религиозного обучения такой лицензии не требуется.